Изменения в трудовом законодательстве в 2026 г.

1. Сверхурочная работа

1.1. Изменение лимита сверхурочной работы
С 1 сентября 2026 г. устанавливается предельный суточный лимит - не более 4 часов в день, годовой предел можно будет увеличить до 240 часов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) отраслевым либо межотраслевым соглашением, распространяющимся на работодателя (ст.99 ТК РФ).

1.2. Оплата сверхурочной работы
С 1 сентября статья 152 ТК РФ дополняется новой нормой, согласно которой при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа оплачивается исходя из величины сверхурочного времени, приходящегося на день (смену), в который (которую) осуществляется сверхурочная работа: за первые два часа работы - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, начиная со 121-го часа - не менее чем в двойном размере за каждый час, если иное не предусмотрено ТК РФ.

1.3. Фиксация правил допуска к сверхурочной работе в локальном нормативном акте или в коллективном договоре, диспансеризация работников, привлекаемых к сверхурочной работе.
В соответствии с частью девятой ст. 99 ТК РФ правила допуска к сверхурочной работе сверх 120 часов должны быть установлены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте и предусматривать, в частности, порядок направления работника (по его письменному заявлению) на предварительное прохождение работника профилактического медосмотра, диспансеризации или периодического медосмотра.
Согласно части второй ст. 185.1 ТК РФ в работники, привлекаемые к сверхурочной работе сверх 120 часов в год, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

1.4. Особенности оплаты сверхурочной работы работников железнодорожного транспорта установлены ст. 329.1 ТК РФ

2. Срок для решения по заявлению о неполном рабочем времени

В части второй ст. 93 ТК РФ установлен срок для принятия решения по заявлению работника об установлении неполного рабочего времени: не позднее 5 рабочих дней с даты обращения работника.
Норма действует с 1 сентября 2026 года

3. Отзыв из отпуска работников с вредными или опасными условиями труда

В части третьей ст. 125 ТК РФ установлено исключение из запрета на отзыв из отпуска работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: это будет возможно для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, требующих непосредственного привлечения работника исходя из возложенной на него трудовой функции.
Норма действует с 1 сентября 2026 года

4. Численность работников МСП для заключения срочных трудовых договоров

Внесены изменения в абзац второй части второй ст. 59 ТК РФ. Численность работников субъектов малого предпринимательства, дающая право на заключение срочных трудовых договоров по соглашению сторон увеличивается с 35 до 70 человек. Для субъектов малого предпринимательства в сфере розничной торговли и бытового обслуживания сохранится установленный ранее лимит 20 человек.

5. Увольнение за хищение в случае прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям

С 1 сентября 2026 года внесено в изменение в подпункт "г" пункта 6 части первой ст. 81 ТК РФ. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с совершением работником хищения чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения допускается не только на основании вступившего в силу приговора суда (или постановления судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях), но и в случае прекращения уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа либо по иным нереабилитирующим основаниям.

6. Запрет на испытание при приеме на работу женщин с детьми в возрасте до 3 лет

Федеральным законом от 09.04.2026 N 91-ФЗ скорректирована часть четвертая статьи 70 ТК РФ: женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, нельзя устанавливать испытание при приеме на работу. Норма действует с 1 сентября 2026 года.

7. Дополнительный выходной и отпуск без сохранения зарплаты при чрезвычайных ситуациях

Согласно части второй ст. 128 ТК РФ работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 5 календарных дней работникам, фактически проживающим в жилых помещениях, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случае нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате указанных чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального или муниципального характера.
Новая ст. 186.1 ТК РФ, гарантирует предоставление работнику одного дополнительного выходного дня с сохранением среднего заработка при аналогичных обстоятельствах.
Правила предоставления данных гарантий утверждены постановлением Правительства РФ от 28.05.2026 N 620.

8. Вернувшиеся участники СВО получают преимущественное право на оставление на работе при сокращении

С 1 сентября 2026 года перечень категорий работников, обладающих преимущественным правом на оставление на работе при сокращении численности или штата, дополняется сотрудниками, которые возобновили исполнение обязанностей по трудовому договору в соответствии с частью девятой статьи 351.7 ТК РФ. Соответствующее изменение внесено в часть вторую ст. 179 ТК РФ Федеральным законом от 25.04.2026 N 108-ФЗ.

9. Квоты для приема на работу инвалидов

Внесены изменения в правила выполнения квоты по трудоустройству инвалидов и форму соответствующей отчетности.
В правилах выполнения квоты по трудоустройству инвалидов (утв. постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 709) расширился список категорий граждан, при приеме на работу которых работодатель закрывает сразу два квотируемых места (Постановление Правительства РФ от 21.05.2026 N 575).

10. Отчетность по договорам ГПХ в форме ЕФС-1

С 1 сентября 2026 года при подаче подраздела 1.1 формы ЕФС-1 о заключении договора ГПХ страхователи должны указывать, предусмотрено ли в таком договоре условие об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основание: подп. 5.1 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

11. Новые формы уведомлений для иностранных работников

В новых формах есть небольшие технические отличия. К уведомлениям нужно будет прикладывать согласия на обработку персональных данных по рекомендуемым образцам. Утверждены Приказом МВД России от 12.05.2026 N 290.

12. Изменения в регулировании труда отдельных категорий работников

С 1 сентября 2026 года Установлены новые особенности режима рабочего времени и времени отдыха:
- водителей автомобилей (приказ Минтранса России от 14.04.2026 N 160);
- водителей трамвая и троллейбуса (приказ Минтранса России от 14.04.2026 N 159);
- работников метрополитена (приказ Минтранса России от 04.05.2026 N 190).
Кроме того, утвержден новый порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (приказ Минтранса России от 14.04.2026 № 158).

Изменения в трудовом законодательстве в 2025 г.

Введено правовое регулирование института наставничества

  С 1 марта 2025 года в Трудовом кодексе появилась новая статья — 351.8 ТК, направленная на регулирование трудовых отношений наставников. Назначение наставников происходит исключительно через трудовой договор или дополнительное соглашение, в которых необходимо указать все условия наставничества, а назначение наставников возможно только с их письменного согласия. Трудовой кодекс содержит только общие рекомендации и разграничения, касающиеся оплаты наставничества в зависимости от формы собственности организации. Сам размер вознаграждения в статье не указан. При этом отказ оплачивать работу наставника расценивается как организации. Основание — закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ.

Обновлен перечень индикаторов риска для проверок ГИТ

Роструд добавил несколько новых индикаторов риска нарушений. С 2025 года в качестве таких критериев также будет учитываться сотрудничество с самозанятыми и показатель о зарплате ниже МРОТ.
Основание — приказ Минтруда от 28.11.2024 № 640н.

Запущен Реестр работодателей с признаками нелегальной занятости

С 1 января 2025 года Роструд ведет список работодателей, у которых замечены случаи теневой занятости — злоупотребление договорами ГПХ, уклонение от заключения трудовых договоров и т.д. Признать отношения с подрядчиком трудовыми инспектор вправе в одностороннем порядке, и это влечет за собой попадание компании или ИП в Реестр. Продолжительность нахождения нарушителя в Реестре составляет год.

Изменения в трудовом законодательстве в 2023-2024 гг.

   В 2023 году и в начале 2024 года в Трудовой кодекс Российской Федерации было внесено множество поправок, касающихся почти всех аспектов трудовых отношений. Некоторые поправки вступили в силу уже в конце 2023 года, а какие-то начнут действовать в течение года.

Подробнее о внесенных изменениях.

С 1 сентября 2023 года работники могут брать до 24 дополнительных выходных подряд для ухода за детьми-инвалидами.

   Один из родителей, опекун или попечитель может раз в год брать подряд до 24 оплачиваемых дней. Отдых не должен выходить за пределы общего числа дополнительных выходных, которые сотрудник не использовал для ухода за детьми-инвалидами в данном календарном году. То есть работник может не брать каждый месяц по 4 дополнительных выходных, а копить их, чтобы взять больше за один раз. Такой дополнительный отпуск исчисляют в рабочих для сотрудника днях. Его выходные не включают.  Накопленный отпуск должен быть единым, не прерываться выходами сотрудника на работу. По тому же принципу освобождают от обязанностей на 4 дня в месяц. График предоставления такого отдыха и срок подачи заявлений нужно согласовывать с работодателем.

Документы: Федеральный закон от 05.12.2022 N 491-ФЗ
                    Постановление Правительства РФ от 06.05.2023 N 714
                    Приказ Минтруда России от 19.06.2023 N 516н

СФР разъяснил, как предоставлять накопленные выходные

Подробнее: Письмо СФР от 10.11.2023 N 19-02/125694л

С 25 декабря 2023 года РФ вступили в силу поправки к Трудовому Кодексу РФ о трудовых гарантиях для добровольцев Росгвардии:

   Сотрудникам, которые добровольно содействуют войскам нацгвардии, предоставлены ряд гарантий. Обязали, в частности, приостанавливать трудовые договоры на период, пока они исполняют свои обязанности. Уволить добровольца можно, если через 3 месяца после окончания контракта он не вернется на прежнее место.Ранее подобные льготы были закреплены для мобилизованных сотрудников.
   Новым законом предусмотрены гарантии и для членов семей добровольцев. Так, сотруднику с ребенком до 18 лет дали преимущественное право остаться на работе при сокращении, если второй родитель - доброволец в войсках нацгвардии.

Документ: Федеральный закон от 25.12.2023 N 642-ФЗ

С 30 декабря 2023 г. правила временного перевода сотрудников к другому работодателю продлены на 2024 год

   Правительство уточнило особенности временного перевода сотрудников к другому работодателю, которые применяли по 31 декабря 2023 года. Теперь правила действуют до 1 января 2025 года.
Временный перевод возможен, когда в центр занятости поступили:
   - запрос работодателя о потребности во временном переводе сотрудников из другой организации;
   - сведения от организации о приостановке деятельности.
   Определили, в частности, сроки направления запроса работодателю о подтверждении временного перевода, ответа на такой запрос и предложения работнику. Так, организация должна отправить в центр занятости отказ или согласие на временный перевод в течение 3 рабочих дней с момента получения запроса.
   Напомним, что для временного перевода на работу в другую компанию нужно письменное согласие сотрудника. С ним другой работодатель может заключить срочный трудовой договор, если на постоянном месте руководство не против. Теперь продлевать такой договор разрешили до 1 января 2025 года. На время перевода действие первоначального трудового договора приостанавливается, но его срок продолжает течь.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2390

   С 1 января 2024 года пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет будут платить и при досрочном выходе на работу
   Вступили в силу поправки к ТК РФ, Закону о пособиях гражданам с детьми и Закону о страховании на случай нетрудоспособности.
   Право на пособие сохранят и в случае, если мать или иной родственник
   - вышли из отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет досрочно (в т.ч. на неполный день, надомную работу или дистанционку);
   - в период такого отпуска трудятся у другого работодателя.

Документы: Федеральный закон от 19.12.2023 N 614-ФЗ (о поправках к ТК РФ)
                    Федеральный закон от 19.12.2023 N 620-ФЗ (об изменениях в законах)

   С 8 января 2024 года Минтруд расширит перечень индикаторов риска (проверки ГИТ)
   В перечень индикаторов, которые используют при решении вопроса о внеплановой проверке, добавили 2 показателя:
   - средняя оплата труда работника ниже МРОТ при сопоставлении размера фонда оплаты труда и количества сотрудников за квартал. Не учитываются случаи отпуска за свой счет, отстранения от обязанностей без оплаты, сокращения времени труда, ставки или оклада;
   - нет кадровых изменений за квартал при сокращении обязательных отчислений в СФР на 50%.

Документ: Приказ Минтруда России от 28.11.2023 N 836н

С 30 января 2024 года. Вступил в силу Закон о компенсации за задержку не начисленных работнику выплат
   Работодатель обязан выплатить проценты, если не начислил сотруднику деньги вовремя, а суд подтвердил право на них. Компенсация та же, что и, например, при просрочке зарплаты. Положение об этом закреплено в ТК РФ.
   Проценты рассчитывают со следующего дня после даты, когда деньги обязаны были выплатить, если бы начислили вовремя. Их размер - не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга.

Документ: Федеральный закон от 30.01.2024 N 3-ФЗ

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской".

   Согласно данному постановлению часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой она порождает возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым - во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов - позволяет без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.

Подробнее: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2023 N 32-П

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 35-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко".

   В июне 2023 г. Конституционный Суд РФ установил временный порядок оплаты труда привлеченного к сверхурочной работе сотрудника. По нему выплаты за такую допработу должны обеспечивать повышенную оплату труда по сравнению с оплатой той же работы в пределах установленной длительности рабочего времени.
   Поэтому сверхурочную работу оплачивают:
   - сверх зарплаты, которая начислена работнику за работу в пределах длительности его рабочего времени и составляет не менее МРОТ (без учета допвыплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных);
   - из расчета полуторной (за первые 2 часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада с начислением на одинарную тарифную ставку либо одинарный оклад всех компенсационных и стимулирующих выплат, включая доплату до МРОТ.
   Минтруд уже подготовил поправки к ТК РФ об оплате сверхурочной работы.

Подробнее: Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 35-П

Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 N 56-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Н.А. Варнаковой, Л.Г. Жуковой, О.А. Котивец и Т.С. Кубряк".

   Конституционный Суд РФ указал: при увольнении нужно компенсировать неиспользованные отгулы за работу в выходные и праздники
   Если до увольнения сотрудник не использовал отгулы за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, работодателю придется их компенсировать. Правило внесут в ТК РФ по предписанию КС РФ.
   Работник сможет выбирать вариант компенсации:
   - взять дни отдыха с последующим увольнением;
   - получить доплату.
   Планируется, что поправки вступят в силу 1 сентября 2024 года. До этой даты работодателям нужно применять позицию КС РФ.

Подробнее: Постановление КС РФ от 06.12.2023 N 56-П

Изменения в трудовом законодательстве 2022.

В этом году в трудовое законодательство внесены значимые изменения. О тех, которые вступили в силу с начала года, расскажем подробнее.

МРОТ
Минимальный размер оплаты труда, приказом Президента РФ Владимира Путина, увеличен на 1098 рублей и составляет на 2022 год 13 890 рублей. Напомним, что в прошлом году его значение было 12 792 рубля.

Прожиточный минимум
Прожиточный минимум по России на душу населения составит 11 950 рублей, что на 297 рублей больше, чем в 2021 году. Для трудоспособного населения он будет равен 13 026 рублей, для пенсионеров — 10 277 рублей, для детей — 11 592 рубля.

Пособие по безработице
В 2022 году величина максимального пособия по безработице составит 12792 рубля. Оно начисляется первые три месяца тем гражданам, которые потеряли работу и в течение года встали на учет в центре занятости.

Пенсия
Назначение пенсий по инвалидности, досрочных пенсий для безработных предпенсионеров по предложению органов службы занятости и утверждение социальных доплат к ним осуществляется без оформления заявления с начала этого года.
С этого года о назначении пенсии, условиях ее назначения, размере можно узнать в личном кабинете на портале «Госуслуг» или в органах ПФР. Также ПФР один раз в три года будет извещать о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета; о правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений. Информацию граждане будет получать начиная с 45 лет – мужчины, с 40 – женщины.
Еще одно немаловажное изменение касается досрочного выхода на пенсию тех трудящихся, которые лишились работы в предпенсионном возрасте из-за увольнения в связи с сокращением численности штата или ликвидации оргнизации. С 1 января они смогут выйти на пенсию на два года раньше срока при условии, что их страховой стаж составляет 25 лет для мужчин и 20 – для женщин.

Электронные больничные
С 2022 года больничные листы выдают только в электронном виде, в бумажном виде – для особых случаев, которые определят отдельно. Теперь врачи подписывают его электронной подписью, после чего больничный размещают в информационной системе Фонда социального страхования.
Назначает и выплачивает больничное пособие за первые три дня болезни работодатель, а с четвертого – ФСС.
Кроме того, теперь трудовая деятельность за границей учитывается при подсчете страхового стажа для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Однако такой порядок вступает в силу при условии, что между Россией и другим государством заключен договор, согласно которому трудовой стаж работников суммируется на территориях обеих стран.

Электронный документооборот
С 1 января 2022 года при приеме на работу лиц без трудового стажа не требуется их согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ф. Жарова"

12 апреля 2019

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина С.Ф. Жарова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.

Подробнее: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П